УФК по Омской области в отношении ООО «Фрезениус Медикал Кеа Омск» проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджета ТФОМС Омской области в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и федерального бюджета.
По результатам проверки оставлен акт выездной проверки медицинской организации за 2020-2021 годы и установлено нарушение ООО «Фрезениус Медикал Кеа Омск» которое выразилось в нецелевом расходовании средств ОМС – в оплате аудиторских услуг на сумму 606 000 руб. (в 2020 году – 243 000 руб. , в 2021 году – 363 000 руб. ) за счет средств ОМС.
Не соглашаясь с указанным нарушением, полагая, что оплата обязательного аудита относится к целевому расходованию средств ОМС, ООО «Фрезениус Медикал Кеа Омск» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным представления УФК по Омской области.
В июне текущего года в удовлетворении требований заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, медицинская организация обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ссылалась на то, что перечень направлений расходования средств в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования остается открытым. Запрета на несение расходов на подстатью «Прочие услуги» нет, как на региональном уровне, так и федеральном. Проведения аудита для ООО является обязательным.
Суд апелляционной инстанции установил следующее:
1. В 2020 году ООО «Фрезениус Медикал Кеа Омск» заключило соглашение на оказание аудиторских услуг с акционерным обществом «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (аудитор) предметом которого является оказание услуг по аудиту бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно. На основе проведенного аудита аудитор подготовит и предоставит клиенту аудиторское заключение, содержащее мнение аудитора о достоверности отражения, во всех существенных отношениях, финансового положения аудируемого лица на 31.12.2020 и результатов его финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств за период с 1 января по 31 декабря 2020 года.
Услуги по аудиту оказаны в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки, аудиторским заключением независимого аудитора
В соответствии с соглашением Обществом произведена оплата за оказание услуги по аудиту за счет средств ОМС в сумме 600 000 руб. Кроме того, с расчетного счета произведен расчет за комиссию о предоставлении информации аудиторской компанией по банковским ордерам в 2020 году на сумму 3 000 руб., по банковским ордерам в 2021 году на сумму 3000 руб.
Структурой тарифа на оплату медицинской помощи, Правил обязательного медицинского страхования расходы на оплату аудиторских услуг не предусмотрены.
Программы обязательного медицинского страхования, действовавшие в проверяемый период (базовая программа ОМС, утвержденная в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи)не предусматривают расходов на мероприятия, связанные с оказанием аудиторских услуг.
Тарифными соглашениями в системе ОМС Омской области от 27.12.2019 (Приложение 21), от 30.12.2020 (Приложение 23) расходы на оплату аудиторских услуг также не предусмотрены.
При этом расходы по оплате аудиторских услуг не направлены на оказание медицинской помощи в сфере ОМС и не обеспечивают потребность медицинской организации в целом для реализации территориальной программы ОМС, следовательно, не подлежат оплате за счет средств ОМС, так как противоречит требованиям пункта 192 Правил № 108н.
Доводы медицинской организации а о том, что расходы на аудит отнесены на подстатью «Прочие услуги» и запрета на несение данных затрат нет, как на региональном уровне, так и на федеральном, являются ошибочными, так как средства ОМС предназначены для оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным по ОМС лицам медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, оказывающих помощь по ОМС в рамках программ обязательного медицинского страхования. Расходы по оплате аудиторских услуг не направлены на оказание медицинской помощи в сфере ОМС, не являются расходами в рамках программ ОМС и, соответственно, являются нецелевым расходованием средств ОМС.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Медикал Кеа Омск» оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.