Рекомендации разработали в связи с недавними изменениями стандартов ВФА. Финансисты пояснили, как анализировать бюджетные процедуры, чтобы выявить риски (в том числе искажения отчетности). Также рекомендации помогут выбрать приоритетные направления проверок и определить дату их окончания.
Как находить бюджетные риски и определять их значимость
Чтобы выявить бюджетные риски, субъект ВФА должен проанализировать все операции по выполнению той или иной бюджетной процедуры. Обратить внимание нужно, например, на сведения о кадровом составе. Частая смена сотрудников в бухгалтерии может привести к тому, что информация между уволенными и впервые принятыми работниками передается не в полном объеме. Это, в свою очередь, ведет к риску искажения фактов хозяйственной жизни в бухучете.
Чтобы выявить риски искажения бюджетной отчетности, нужно также проанализировать:
- стандарты бухучета и единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности;
- учетную политику главного администратора (администратора) или единую учетную политику при централизации учета;
- информацию об организации ВФК;
- организацию хранения первички и регистров учета.
Минфин на примерах показал, как оценивать вероятность наступления бюджетного риска.
Отметим, в стандартах ВФА нет требований к документальному оформлению проведенного анализа. Исключение: отражение сведений в реестре бюджетных рисков и формирование рабочей документации аудиторского мероприятия.
Как правильно составить план мероприятий по ВФА
В план нужно включать как минимум 2 аудиторских мероприятия.
В наименовании плана ведомство рекомендует указывать период проведения мероприятий.
Чтобы определить приоритетные темы, советуют использовать ранжирование бюджетных рисков. Так, в первую очередь стоит предусмотреть проверку операций по выполнению бюджетных процедур, в которых вероятность и степень влияния риска оценены как высокие.
При формулировании тем рекомендуют определять границы проведения аудита. Их можно установить, например, при закреплении цели ВФА (подтверждение достоверности бюджетной отчетности за 2024 год и т.п.).
Если мероприятие запланировано в году, следующем за отчетным, дата (месяц) его окончания должна быть раньше наиболее позднего из сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности.
Тему и дату окончания аудита нужно указывать по каждому мероприятию.
Документы:
Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 02-10-08/1/86333
Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-10-08/1/88746